Внеклассное занятие «Огонь – друг или враг»
2 класс А
Классный руководитель: Соболева Надежда Александровна
2012г.
Огонь - друг или враг?
Цели:
- ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;
- выучить правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;
- проследить связь темы урока с литературными произведениями;
- воспитывать уважение к профессиям пожарных, сталеваров, электросварщиков и др.
Оборудование: мультимедийная установка
Ход занятия.
I. Введение в тему.
Рыжий зверь в печи
сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он
от злости ест дрова
Целый час, а может
- два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает
всю ладонь.
-
Тема нашего урока «Огонь - друг или
враг»
слайд
2
– Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.
Слайд 3
Говорим -
огонь нам друг!
Но врагом он станет
вдруг
Если мы о нём забудем,
Отомстит
он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы
в сражении с огнём.
Тут он страшен и
суров-
И от дома – куча дров!
Стихотворение читает:____________________________________
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
Стихотворение читает: _____________________________
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
- Не балуйся со спичками и зажигалками.
- Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
- Не суши белье над плитой.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.
- Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.
- Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
- Не разводи костер в лесу.
- Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.
- Не вешай на лампу бумажный абажур.
- Будь осторожен с газом.
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
- Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же делать?
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем). Слайд 20
- Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. ( Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах? Что в первую очередь надо спасать?) Слайд 21
- Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. Слайд 22
- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шалить с огнем!
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять? –
Сразу спички те отнять!
Раскалился если
вдруг,
Электрический утюг,
Что должны
вы сделать, детки?
Вынуть вилку из
розетки.
Если вдруг пожар возник,
Ты
звонить обязан вмиг,
Знает каждый
гражданин
Часть пожарных – 01!
IV.
Первичная проверка новых знаний и
способов деятельности.
Физминутка:
Игра «Это я, это все мои друзья»
-Я
задаю Вам вопросы, а Вы будете хором
отвечать:-«Это я, это я, это - все мои друзья!»
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
- Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
V.
Обобщение и систематизация знаний и
способов деятельности .
Анализ
ситуаций.
1. - А сейчас послушайте
историю, которая произошла с Незнайкой.
Слайд 31
- Однажды
Незнайку пригласили в гости. Он готовился
очень тщательно: достал новый костюм,
почистил ботинки. На следующее утро,
когда Незнайка проснулся, он увидел,
что проспал. Что тут началось! Незнайка
в спешке съел бутерброд, выпил чай.
Быстро натянул пиджачок, а он - мятый.
Незнайка включил утюг и стал гладить.
Заканчивал он, когда часы пробили 11-00.
Незнайка быстро оделся и выскочил на
улицу. А утюг так и остался на столе
включенный...
- Как вы думаете, что
случилось дальше?
слайд 32
- Хорошо, что Знайка
(учитель достает куклу) был дома и увидел,
что из окна дома его соседа валит дым.
Он подбежал к телефону и набрал
номер...
Учитель прикрепляет к доске
карточку 01.
- Что это за номер?
-
Пожарные быстро приехали и затушили
огонь. Вспомните, из-за чего может
возникнуть пожар?
- Все верно. Ребята,
Незнайка подготовил для вас стихотворение,
про волшебный номер телефона
01.
Стихотворение читает:
____________________________
Этот номер -01.
Знает
каждый гражданин
Если в дом придет
беда —
Позвони скорей туда.
Если,
нету телефона,
Позови людей с
балкона.
2. Ситуация: "Позвони пожарному”.
Дети с помощью телефонного аппарата "вызывают” пожарных. – По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните. (Варианты ответов детей).
(Образец правильного варианта: "Набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: улица Юбилейная, дом 1,квартира 17. Говорит Дима Иванов, телефон 48251” )
– Почему не поздоровался? (нет времени). Что ещё можно было сказать? (что именно горит)
3 ситуация: «Какие правила безопасного поведения на кухне нужно помнить?»
Дети сидят за партами. Ведущий передает воздушный шар, участник, договаривая последнее слово стихотворной строки, передает шар другому участнику.
Ведущий.
Раз, два, три,
четыре-
У кого пожар в…? (Квартире).
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не
выключил ....? (утюг)
Красный отблеск
побежал.
Кто со спичками… (играл)
Стол
и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье
над…? (газом)
Столб огня чердак
объял.
Кто там спички….? (зажигал)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома
жег ...? (листву.)
Кто
бросал в огонь при этом
Незнакомые
...? (предметы).
Помни
каждый гражданин этот номер ... (ноль
один).
Дым увидел — не зевай и пожарных
... (вызывай).
Это всем должно быть
ясно
Что шутить с огнем….? (опасно)
3 Ситуация: Кроссворд
По горизонтали: |
5. Это темный, темный дом, |
|
VI. Обобщение и
систематизация знаний и способов
деятельности по тесту.
Проводится
в том случае, если на уроке остается
время. Если времени нет, то предлагаемый
тест можно использовать для проверки
домашнего задания на следующем
уроке.
слайды: 34-37
1. Соедини стрелочками
номера телефонов и названия срочных
служб:
01 газовая служба
03 пожарная
охрана
04 скорая помощь
2. Что необходимо
сделать, прежде всего, если в доме
неожиданно начался пожар, который ты
не можешь потушить самостоятельно?
а)
убежать;
б) закричать, позвать на
помощь;
в) вызвать пожарных по телефону
01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен
сделать?
а) нужно выйти и посмотреть,
где и что горит;
б) закрыть дверь и
заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не
обращать внимания - ведь горит не в твоей
квартире.
4. Для чего прибивают железный
лист на полу возле печки?
а) для
сохранения тепла;
б) для поддержания
чистоты;
в) чтобы угольки не попадали
на пол и не вызвали пожара.
5. Почему
пожарных называют борцами огненного
фронта?
а) умеют быстро разжечь
костер;
б) умеют быстро потушить
огонь;
в) знают много игр с огнем.
5
ситуация:
а) Что означают знаки?
Знак перечёркнутой сигареты "Запрещается курить”. Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.
Знак перечёркнутой горящей спички "Запрещается пользоваться открытым огнём”. Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.
Знак, где нарисован кран и перечёркнутый огонь "Запрещается тушить водой”. Изображается на таре со щелочными металлами, а также на дверях помещений, где эти вещества хранятся.
Треугольный знак – огонь "Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”. Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.
6 ситуация: Придумать свой запрещающий знак и дорисоватьЗаключение: А сейчас ребята споют вам частушки:
1. Мы частушки
пропоем,
Правила расскажем,
Как вести
себя с огнем,
Вам сейчас покажем.
2. То, что спички
не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не
давайте спички детям,
А то быть большой
беде.
3. Когда из дома
ты выходишь,
Не забудь проверить
вновь,
Все ли выключил приборы,
Не
возникнет ли огонь.
4. Разводить
костёр у дома
Строго запрещается,
Так
как страшный тот огонь
Легко
распространяется.
5. Захламлять
подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб
пожар вдруг не случился,
Помните об
этом!
6. Если вдруг
увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони
по 0-1,
Сразу все уладится.
7. Всем напомнить
здесь уместно,
Что с огнем шутить
нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти
правила, друзья!
8. Собрались мы
здесь сегодня,
Чтобы ловкость показать.
Научиться быть пожарным
И пожар не
создавать.