Разработанная и внедренная в ходе экспериментальной работы модель организации воспитательного процесса в кадетских классах позволила повысить его эффективность и поэтому она существует и действует по сей день.
Особенно хочется отметить следующие формы и методы воспитательной системы в кадетских классах:
1.Самоуправление: класс-взвод. Старший кадет- заместитель командира (замкомвзвода).
Командир взвода – воспитатель. Взвод делится на 3 отделения, каждое из которых возглавляет командир отделения. Должности выборные.
Высшим органом самоуправления является Совет командиров. Он следит за выполнением устава, участвует в составлении плана мероприятий в кадетских классах, решает конфликтные ситуации, опираясь на положения устава. Совет командиров проходит 1 раз в месяц.
2. Создание МО классных руководителей и воспитателей кадетских классов. Работой МО руководит научный руководитель, зам.директора по научно-методической работе и педагог – психолог. На МО планируется воспитательная работа в кад. классах с учетом рекомендаций Совета командиров, решаются проблемные вопросы в воспитании.
3.Рациональное совмещение традиций и новаций.
За 10-летие существования кад. классов стали традиционными мероприятия:
Несение почетного караула у памятников павшим воинам, работа в школьном музее, организация и проведение школьных мероприятий, посвященных Дню Матери, Битве под Москвой, Сталинградской битве, принятие торжественного обещания, ежегодное участие в городской игре «Зарница», участие во Всероссийском слете кадетских классов и корпусов в Москве.
Соблюдаются традиции организации кадетской деятельности:
- Каждое утро начинается с построения и утреннего осмотра, который проводится воспитателем за 20 минут до начала занятий.
- по окончании уроков по основному и дополнительному расписанию подводятся итоги дня в присутствии воспитателя и классного руководителя, во второй половине дня кадеты посещают спортивные секции при школе: самбо, бокс, греко-римская борьба.
- традиции кадетской самоорганизации поддерживаются кадетами и приобретают новые компоненты: долгое время накануне Дня защитника Отечества проводилась традиционная спартакиада в кадетских классах, включающая спортивные соревнования, соревнования по огневой и строевой подготовке. С прошлого года кадеты внесли предложение о проведении в кадетских классах «Футбольного марафона», шахматного турнира.
4. Элемент игры один из самых значительных. Кадетские классы -
предложенная ребенку взрослыми игра в героя, добровольно принявшего обязательство служить Отечеству. Игра ведется по определенным правилам – Устав. Вступить в игру могут не все ( есть испытательный срок), выйти из игры может каждый по собственному желанию. Случаев таких за 11 лет не наблюдалось.
С 2005 года введена традиция торжественного обещания кадет 5 класса и вновь прибывших в 6-11 класс. Чтобы получить одобрение Совета командиров, необходимо выдержать испытательный срок с 1 сентября до 23 февраля и добровольно включиться в игру. Приглашаются шефы ( пожарная часть№5г. Димитровграда), представители УО, городской администрации, родители и родственники кадет, кадеты всех классов. Церемонией руководят офицеры – пожарные, они приглашают священника, который благословляет кадет на благородные поступки, кадеты произносят клятву и каждый получает под роспись красиво оформленные папки с фотографией, текстом присяги и пожеланиями воспитателей и классных руководителей. К этому мероприятию кадеты тщательно готовятся, так как далее идет праздничная часть, которая включает хоровое пение, танцы, декларирование стихов, демонстрацию элементов строя, поздравление родителей. Это мероприятие несет огромное позитивное влияние и эмоциональное воздействие на учащихся, их родителей и учителей школы.
Презентация: РИП в кадетских классах
Презентация: Кадеты в России